В начале ноября состоялось заседание Общественного совета при Росавиации, на котором обсуждалось развитие авиации, пополнение российского парка отечественными воздушными судами для магистральных и местных воздушных перевозок, а также меры, принятые агентством для оптимизации сертификационных процедур.
Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков рассказал о комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года – потребностях в перевозках на ближайшие годы, типах гражданской авиационной техники, планируемых к производству, а также объемах серийного изготовления такой техники для последующих поставок эксплуатантам.
Начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов рассказал о текущем статусе и работах по оптимизации сертификационных процедур. Он отметил существенное увеличение объемов работ по сертификации отечественной авиационной техники, что связано с разработкой нового авиационного оборудования для проектов импортозамещения, новых типов самолетов, двигателей, с модификацией воздушных судов.
Росавиация активно работает над оптимизацией процедуры сертификации. Ведется разработка автоматизированной цифровой системы сертификации ФГИС «Авиасерт», которая позволит обмениваться документами в электронном виде, онлайн отслеживать сроки, автоматизировать типовые действия. Опытная эксплуатация системы запланирована в 2026 году.
В Минтранс России направлены предложения в Воздушный кодекс, необходимые для переиздания Федеральных авиационных правил, определяющих порядок обязательной сертификации. Новая редакция ФАП будет предусматривать оптимизацию требований к сертификации типовой конструкции и сертификации разработчиков БАС, установление порядка выдачи одобрений на изготовление и установку компонентов-аналогов, оптимизацию порядка проведения сертификационных летных испытаний разработчиками БАС, прорабатывается возможность привлечения гражданских независимых инспекций для контроля за разработчиками и изготовителями.
Актуализируются нормы летной годности для БАС, проект норм летной годности для легких самолетов направлен на рассмотрение в Минпромторг России и сертифицированным предприятиям-разработчикам. В 2023 году в ФАП уже упрощены требования к согласованию сертификационных документов, исключена обязательность проведения сертификационных испытаний только в аккредитованных в испытательных лабораториях. Разрабатываются предложения по изменению Методики расчета стоимости экспертизы при обязательной сертификации с учетом дифференцированного подхода к сложности проектов сертификации.
Все эти мероприятия значительно сократят сроки и стоимость сертификации.