Ключевые инициативы по развитию беспилотных систем
Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Федеральное автономное учреждение
Авиационный регистр Российской Федерации

МЕНЮ

На международном форуме «Беспилотные системы: технологии будущего», завершившемся 17 августа, обсуждались перспективы развития беспилотных технологий в России.

С экспозицией международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего» в технопарке Сколково ознакомились замруководителя Администрации Президента РФ Максим Орешкин, министр транспорта Андрей Никитин, глава Минпромторга Антон Алиханов, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, глава Росавиации Дмитрий Ядров.

На пленарной сессии «Дронификация экономики: барьеры и перспективы» министр транспорта Андрей Никитин представил ключевые инициативы по развитию беспилотных технологий.

Министр подчеркнул, что Россия уже демонстрирует лидерство в отдельных сегментах, а для масштабирования инноваций необходимо нормативное регулирование и запрос от рынка.

Основные тезисы выступления:

  • Технологическое лидерство: Россия движется к цели стать мировым лидером в сфере беспилотной авиации к 2030 году
  • Законодательная база: в 2026 году будет принят федеральный закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах, а с 2027-го начнется его реализация
  • «Бесшовное цифровое небо»: создается Единая система идентификации беспилотного транспорта для интеграции воздушных, наземных и водных систем. С 1 марта 2026 года к ней подключат все беспилотные воздушные суда
  • Практическое внедрение:
  • Логистика: к концу 2025 года на дорогах будет 90 беспилотных грузовиков, к 2028-му – 330
  • Сельское хозяйство: агродроны для опыления, мониторинга и внесения удобрений уже доказали экономическую эффективность
  • Инфраструктура: роботизация аэропортов – беспилотные тягачи для багажа, автоматические сервис-роботы в терминалах.

Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков представил актуальные изменения в регулировании БАС

Сейчас:

  • Не требуется сертификация для БАС до 30 кг
  • Для БАС свыше 30 кг доступно получение сертификата летной годности по акту оценки (ФАП-61, по данной процедуре оценивается конкретный экземпляр БАС). Также существует возможность сертификации на летную годность с получением сертификата типа и сертификата изготовителя (ФАП-21 и ФАП-519/ с 01.09.25 - ФАП-149).

Уже реализовано:  

  • Упрощенные процедуры сертификации (особенно для агродронов)
  • Нормы летной годности для малорисковых БАС (объем требований сокращен более, чем в 30 раз)
  • Введен принцип «одного окна» для ускорения процессов (при экспертизе типовой конструкции).

Планы развития:

  • Запуск цифровой системы ФГИС «Авиасерт» (2026 год)
  • Изменение воздушного кодекса и ФАП-21 — дальнейшее упрощение требований к испытаниям и производству
  • Совершенствование нормативной базы, работа по оптимизации норм летной годности
  • Наращивание компетенций и оперативности работы Авиарегистра России.

Заместитель руководителя Росавиации Андрей Потемкин рассказал о ключевых решениях для предотвращения столкновений пилотируемых и беспилотных воздушных судов.

Агентство активно работает над интеграцией беспилотников в единое воздушное пространство – внедряем многоуровневую систему безопасности для совместных полетов дронов и ВС.

Что уже сделано: 

  • В этом году завершаем НИР по системам предотвращения столкновений БАС с пилотируемыми судами
  • Разработано 310 сценариев, основанных на данных о реальном трафике, и выполнено свыше 6 млн тестовых прогонов
  • Подготовлено 4 типа систем предотвращения столкновений (бортовые и наземные) для разных условий эксплуатации.

Как будет работать многоуровневая система безопасности?

  • На стратегическом уровне – цифровое планирование бесконфликтных маршрутов по времени и месту (планы подаются через СППИ)
  • На тактическом уровне – постоянный обмен информацией, контроль движения в реальном времени с возможностью принятия мер реагирования
  • Последний уровень – аварийное предотвращение столкновения: автономные бортовые системы срабатывают, если все предыдущие барьеры не предотвратили критическое сближение, выдавая команду уклонения.

 В планах: 

  • В этом году передадим технические задания в Минпромторг для разработки отечественных систем. В 2026 году министерство будет проводить конкурсы на реализацию.

© 2025 Федеральное автономное учреждение Авиационный регистр Российской Федерации