На международном форуме «Беспилотные системы: технологии будущего», завершившемся 17 августа, обсуждались перспективы развития беспилотных технологий в России.
С экспозицией международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего» в технопарке Сколково ознакомились замруководителя Администрации Президента РФ Максим Орешкин, министр транспорта Андрей Никитин, глава Минпромторга Антон Алиханов, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, глава Росавиации Дмитрий Ядров.
На пленарной сессии «Дронификация экономики: барьеры и перспективы» министр транспорта Андрей Никитин представил ключевые инициативы по развитию беспилотных технологий.
Министр подчеркнул, что Россия уже демонстрирует лидерство в отдельных сегментах, а для масштабирования инноваций необходимо нормативное регулирование и запрос от рынка.
Основные тезисы выступления:
- Технологическое лидерство: Россия движется к цели стать мировым лидером в сфере беспилотной авиации к 2030 году
- Законодательная база: в 2026 году будет принят федеральный закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах, а с 2027-го начнется его реализация
- «Бесшовное цифровое небо»: создается Единая система идентификации беспилотного транспорта для интеграции воздушных, наземных и водных систем. С 1 марта 2026 года к ней подключат все беспилотные воздушные суда
- Практическое внедрение:
- Логистика: к концу 2025 года на дорогах будет 90 беспилотных грузовиков, к 2028-му – 330
- Сельское хозяйство: агродроны для опыления, мониторинга и внесения удобрений уже доказали экономическую эффективность
- Инфраструктура: роботизация аэропортов – беспилотные тягачи для багажа, автоматические сервис-роботы в терминалах.
Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков представил актуальные изменения в регулировании БАС.
Сейчас:
- Не требуется сертификация для БАС до 30 кг
- Для БАС свыше 30 кг доступно получение сертификата летной годности по акту оценки (ФАП-61, по данной процедуре оценивается конкретный экземпляр БАС). Также существует возможность сертификации на летную годность с получением сертификата типа и сертификата изготовителя (ФАП-21 и ФАП-519/ с 01.09.25 - ФАП-149).
Уже реализовано:
- Упрощенные процедуры сертификации (особенно для агродронов)
- Нормы летной годности для малорисковых БАС (объем требований сокращен более, чем в 30 раз)
- Введен принцип «одного окна» для ускорения процессов (при экспертизе типовой конструкции).
Планы развития:
- Запуск цифровой системы ФГИС «Авиасерт» (2026 год)
- Изменение воздушного кодекса и ФАП-21 — дальнейшее упрощение требований к испытаниям и производству
- Совершенствование нормативной базы, работа по оптимизации норм летной годности
- Наращивание компетенций и оперативности работы Авиарегистра России.
Заместитель руководителя Росавиации Андрей Потемкин рассказал о ключевых решениях для предотвращения столкновений пилотируемых и беспилотных воздушных судов.
Агентство активно работает над интеграцией беспилотников в единое воздушное пространство – внедряем многоуровневую систему безопасности для совместных полетов дронов и ВС.
Что уже сделано:
- В этом году завершаем НИР по системам предотвращения столкновений БАС с пилотируемыми судами
- Разработано 310 сценариев, основанных на данных о реальном трафике, и выполнено свыше 6 млн тестовых прогонов
- Подготовлено 4 типа систем предотвращения столкновений (бортовые и наземные) для разных условий эксплуатации.
Как будет работать многоуровневая система безопасности?
- На стратегическом уровне – цифровое планирование бесконфликтных маршрутов по времени и месту (планы подаются через СППИ)
- На тактическом уровне – постоянный обмен информацией, контроль движения в реальном времени с возможностью принятия мер реагирования
- Последний уровень – аварийное предотвращение столкновения: автономные бортовые системы срабатывают, если все предыдущие барьеры не предотвратили критическое сближение, выдавая команду уклонения.
В планах:
- В этом году передадим технические задания в Минпромторг для разработки отечественных систем. В 2026 году министерство будет проводить конкурсы на реализацию.