Продолжаем публикации по докладам сотрудников ГосЦентра безопасности полетов Авиарегистра России, представленным на конференции ОРАП 2025
Авторы
Заместитель директора ГЦ БП ВТ Авиарегистра России А. А.Тушенцов
Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов, д.т.н. А. А. Шанявский
Начальник отделения А. П. Солдатенков
Начальник отделения М. А. Солдатенкова
Начальник отдела исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники С. В. Ростовцев
Аннотация
04.07.2024 при выполнении рейса по маршруту Красноярск-Игарка на самолете Як-42Д RA-42380 после взлета КВС доложил о незакрытии створки передней опоры шасси, принял решение вырабатывать топливо и возвращаться в а/п вылета. Посадка в а/п Красноярска была благополучной. При послеполетном осмотре была обнаружена оборванная тяга № 42С4947-220 управления передней левой створки ниши шасси передней опоры шасси.
В Авиарегистр России на исследование поступила тяга № 42С4947-220 управления передней левой створкой ниши шасси передней опоры шасси самолета Як-42Д RA-42380 в связи с инцидентом, происшедшим 04.07.2024.
Самолет Як-42Д RA-42380 № 4520422014549 выпуска 30.04.1990 наработал с начала эксплуатации 30864 часа, 15841 посадку, ремонтов не проходил. 02.05.2024 выполнено периодическое ТО по форме Ф51+6,12,18,24мес.+ продл. ВС + ВЛП при наработке 30725 часов, 15777 посадок, карта-наряд № 7 ООО «АТ-техник». 03.07.2024 выполнено оперативное ТО по форме ФГ при наработке 30854 часа, 15836 посадок, карта-наряд № 1 АО «КрасАвиа».
Вид разрушенной тяги № 42С4947-220 управления передней левой створки ниши шасси передней опоры шасси. На вынесенном виде показан разрушенный ушковой болт № 42С4947-222А
Виды (а, б, в) разрушенного ушкового болта № 42С4947-222А. Красными стрелками показаны виды ответных изломов болта. На виде (г) стрелками показано замятие материала на резьбовых витках ушкового болта
По результатам выполненного исследования было сформировано заключение о том, что разрушение ушкового болта тяги № 42С4947-220 управления передней левой створкой передней опоры шасси самолета Як-42Д RA-42380 первоначально происходило повторно-статически в условиях изгиба при высоком уровне напряжения. В дальнейшем происходило уменьшение интенсивности нагружения по направлению роста трещины, что привело к развитию разрушения по механизму малоцикловой усталости. Окончательное разрушение детали произошло в условиях ее скручивания.
Развитие разрушения ушкового болта по вскрытой трещине происходило усталостно с формированием усталостных бороздок.
Повторно-статическое разрушение тяги управления створкой указывает на некачественную регулировку тяги.
Результаты данного исследования было рекомендовано довести до сведения летного и инженерно-технического персонала организаций, эксплуатирующих самолеты типа Як-42.