Продолжаем публикации по докладам сотрудников ГосЦентра безопасности полетов Авиарегистра России, представленным на конференции ОРАП 2025
Авторы
Заместитель директора ГЦ БП ВТ Авиарегистра России А. А.Тушенцов
Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов, д.т.н. А. А. Шанявский
Начальник отделения А. П. Солдатенков
Начальник отделения М. А. Солдатенкова
Начальник отдела исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники С. В. Ростовцев
Аннотация
11.06.2024 на самолете Cessna 172 R «Синица – 7» RA-0826G при выполнении авиационных работ по лесопатрулированию в интересах ГОБУ «Мурманская авиабаза» в полете началась сильная вибрация двигателя, сопровождающаяся его нестабильной работой, на капоте появились следы моторного масла, с последующим закидыванием на лобовое стекло. Была выполнена аварийная посадка на площадку, подобранную с воздуха.
В Авиарегистр России на исследование поступили коленчатый вал № LW 17230 (рис. 1), противовес коленчатого вала № LW 72801, пальцы противовеса № LW 10977, 10945, стопорные шайбы противовеса № LW 71907, стопорные кольца пальцев противовеса № 14820, 4-й цилиндр в сборе № LW 12081, шатун № LW 171102, вкладыши коренные 13884Am03, SL11020m03 и вкладыши шатунные №13521 c двигателя MA-360-L2A в связи с инцидентом, происшедшим 11.06.2024 (выключение двигателя в полете).
Самолет Cessna 172 R «Синица – 7» RA-0826G (зав. № ЕЭВС.02.0262) ООО «АК «ЛАГГАР» выпуска 1996 Cessna aircraft, наработал с начала эксплуатации 2100 часов, 4500 посадок (согласно данным комиссии по расследованию).
Последний осмотр самолета был выполнен в объеме 50 часов специалистами ООО «АК АГАТ» 03.06.2024 в месте временного базирования в аэропорту Мурманска.
Двигатель Moonshine Aviation MA-360-L2A, заводской номер 032010-01, согласно данным комиссии, наработал с начала эксплуатации 1707 часов. Двигатель был установлен на ВС 25.04.2010. Данные о местонахождении двигателя и его наработке до 25.04.2010 отсутствуют.
Излом разрушенной шейки коленчатого вала имеет однородную шероховатость с отчетливо просматриваемыми полуэллиптическими линиями продвижения трещины и очагом зарождения трещины на рабочей поверхности с зоной перехода в долом с образованием скосов от пластической деформации, что указывает на усталостный характер разрушения (рис. 2).
По результатам проведенного исследования сделано заключение о том, что разрушение коленчатого вала LW 10977 двигателя МА-360-L2A с самолета Cessna 172 R «Синица – 7» RA-0826G реализовано в области многоцикловой усталости в материале, не имевшем концентраторов напряжения. Указанный вид разрушения с отсутствием концентраторов напряжения и проворота шатунных вкладышей указывает на достижение материалом своего предельного состояния.
Длительность распространения усталостной трещины составила не менее 81 цикла запуска и остановки двигателя (заключение от 29.08.2024 № 10391-И/103).
Рис. 1. Вид коренных (белые стрелки) и шатунных (черные стрелки) шеек коленчатого вала
Рис. 2. Вид отделившейся передней части шатунной шейки