Продолжаем публикации по докладам сотрудников ГосЦентра безопасности полетов Авиарегистра России, представленным на конференции ОРАП 2025.
Авторы
Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов Авиарегистра России, д.т.н. А. А. Шанявский
Начальник отделения А. П. Солдатенков
Заведующий лабораторией А. В. Сидюхин
Ведущий инженер Ж. И. Калинина
Ведущий инженер И. Б. Кузьмин
Аннотация
09.04.2024 на вертолете Ми-8Т RA-24722 при выполнении рейса по маршруту п.п. Охотск-2 – п.п. Светлое – п.п. Охотск-2 в горизонтальном полете на высоте 1100 метров на удалении 145 км от п.п. Охотск-2 произошло падение оборотов левого двигателя до 80 %. Через 2 секунды обороты снизились до малого газа и практически сразу при оборотах менее 20 % произошло самовыключение левого двигателя. При этом красное табло «Пожарный кран закрыт» не светилось. Бортмеханик продублировал выключение двигателя стоп-краном. КВС перевел вертолет на снижение с одновременным подбором посадочной площадки.
Учитывая, что ранее все параметры левого двигателя были в норме, экипаж принял решение о запуске левого двигателя в полете. Двигатель запустился штатно, но его работа была неустойчивой. В оборотах левого и правого двигателей периодически появлялась «вилка» (разница между оборотами) в 10-15 %.
Посадка на площадку, подобранную с воздуха, была выполнена благополучно. Экипаж и пассажиры не пострадали. Воздушное судно повреждений не получило.
В Авиарегистр России на исследование поступил электромеханизм ЭПВ-150МТ сер. 2 № 009322999А. Электромеханизм выпуска 22.10.1982 наработал с начала эксплуатации 20035 часов, в том числе 3613 часов после последнего (восьмого) ремонта, выполненного Омским заводом ГА (АО «ОЗГА») 09.08.2018.

Виды электромеханизма ЭПВ-150МТ сер. 2 № 009322999А, штепсельного разъема и шильдика при поступлении на исследование. Стрелкой показан разрушенный вывод

Вид изолятора штепсельного разъема электромеханизма ЭПВ-150МТ 2 сер. № 009322999А. Место разрушения контактного вывода № 5 указано стрелкой

Вид повреждений (показаны стрелками) электроэрозией выводов № 2 и № 1

Ямочный рельеф излома вывода № 5, сформированный на втором участке
На основании выполненных работ было оформлено заключение (заключение от 31.05.2024 № 10375-И/103) о том, что причиной отказа электромеханизма ЭПВ-150МТ сер. 2 № 009322999А с левого двигателя вертолета Ми-8Т RA-24722 является электроэрозионное поражение выводов штепсельного разъема. На поверхности изолятора имеются следы пробоя электрического разряда между контактными выводами из-за попадания внутрь на изолятор в процессе эксплуатации посторонних веществ (влаги). При пробое электрического разряда между выводами может произойти несанкционированное закрытие заслонки электромеханизма.
Микропереключатели В1 и В2 находятся в неисправном состоянии. Переходное сопротивление на контактах превышает норму в несколько раз из-за значительного подгара и копоти.
Результаты настоящего исследования было рекомендовано довести до сведения инженерно-технического персонала авиационных предприятий, эксплуатирующих вертолеты типа Ми-8 в условиях морского климата.

